Юрий Гетогазов, директор департамента маркетинга компания «АНТИвор»
Розничная торговля сегодня – один из наиболее динамично развивающихся секторов российского рынка. Сфера торговли оказывает большое влияние на другие отрасли, работающие по всей цепи движения товаров, включая закупщиков, дистрибьюторов и производителей.
Для обеспечения успешной реализации товаров потребителям в современном обществе розничная торговля должна не только соответствовать стандартам, таким как изучение спроса и формирование ассортимента, но и пользоваться новыми технологиями.
Для автоматизации бизнес-процессов в розничной торговле уже давно интегрировали технологии штрихового кодирования, что позволяло сэкономить бюджет организации и упростить процессы учета и инвентаризации товара. Многие годы эта технология неплохо справлялась со своими задачами. Однако сейчас сфера розничной торговли поменялась кардинально, причем речь идет не только о запросах владельцев торговых точек и логистической системы в целом, но и ожиданиях потребителей, для которых стало важным получать полную информацию о товаре, производителе, подлинности и экономить время в процессе приобретения товара.
Среди последних технологий в области автоматизации следует отметить технологию RFID - радиочастотной идентификации, которая активно применяется за рубежом и начинает пользоваться спросом в России. Не случайно на протяжении нескольких последних лет все активнее обсуждается роль RFID. Выявляются ее преимущества перед другими технологиями идентификации объектов, обсуждается рост прибыли и сокращении издержек компаний, внедривших у себя RFID-системы.
RFID (англ.Radio Frequency IDentification, радиочастотная идентификация) - это технология автоматической бесконтактной идентификации объектов, промаркированных RFID-меткой, при помощи радиочастотного канала связи.
В ближайшее время технология RFID найдет свое место во многих сферах розничной торговли. Данная технология отличается от штрихового кодирования своей многогранностью.
Что предлагает технология RFID?
Одним из преимуществ RFID для владельцев торговых точек и логистических систем является бесконтактная идентификация объектов. Это позволяет удаленно, без визуального контакта с меткой идентифицировать товар. Например, на склад поступили вещи, упакованные в коробки. Для дальнейшей реализации этого товара нужно полностью идентифицировать вещи. При использовании технологии штрихового кодирования сотрудникам пришлось бы вскрыть коробку, выложить весь товар и идентифицировать каждую вещь вручную при помощи штрих-код сканера. Технология RFID способна значительно упростить процесс учета и обработки товара.
Для учета товара при помощи технологии RFID достаточно провести RFID-терминалом сбора данных вблизи коробки. Вся информация о промаркированном товаре, который находится внутри, будет автоматически передана в базу данных организации. Нет необходимости вскрывать упаковку, так как RFID не нужна прямая видимость промаркированного объекта, а идентификация может осуществляться на расстоянии более 1 метра. Так же технология RFID позволяет проводить инвентаризацию без использования человеческих ресурсов, что значительно сокращает временные и финансовые расходы.
Для регистрации больших объемов товара в местах, где происходит отгрузка/приемка товара, устанавливаются специальные RFID-порталы. Они позволяют одновременно идентифицировать большие объемы промаркированных RFID-метками товаров.
Например: погрузчик везет 20 коробок, в каждой из которых по 20 дорогих рубашек. Все рубашки промаркированы RFID-метками. Погрузчик проезжает через RFID-портал, и все 400 рубашек автоматические отмечаются в базе данных. RFID-оборудование может идентифицировать более 100 промаркированных объектов в секунду. Таким образом, технология экономит огромное количество времени.
А есть ли какие-то необычные примеры использования RFID?
Благодаря большой дальности идентификации объектов, технология RFID позволяет создавать самые разнообразные решения. Одно из таких решений это «умные полки», система, которая показывает наличие товара на полках в режиме реального времени.
В Германии такие системы используют для контроля срока годности продукции. Как только срок годности товара подходит к концу, система автоматически посылает уведомление менеджеру о том, какой товар необходимо убрать с полки, где он находится. Потенциал такого решения очень велик. Оно может в значительной мере сэкономить как финансовые средства, так и нервы.
Технология RFID может быть использована, например, для построения программы лояльности в автосалонах. Представьте: клиент приобрел в вашем автосалоне машину. Вы дали ему карту лояльности, за которой закрепили информацию о дате покупки автомобиля, его марке и т.д.
В следующий раз, когда клиент заходит в автосалон и имеет при себе RFID-карту лояльности, система автоматически идентифицирует его на входе. Вся информация о клиенте сразу передается ответственному менеджеру. Клиент только пересек порог, а вы уже видите всю историю его покупок, и другую информацию. Опытные сотрудники могут использовать данную информацию как для повышения лояльности клиента, так и для увеличения продаж. И это далеко не все примеры использования технологии RFID.
Источник: Журнал "Технологии защиты", 5-2013,с. 46-47